Катер «Пеликан»

Спасатели и служба по надзору за водными ресурсами могут вздохнуть с облегчением. В строй вступает надёжный помощник, катер «Пеликан».

Что он из себя представляет? Так ли он хорош и на что способен?

Данное судно предназначено для прохода по мелководным участкам рек, водохранилищ, мелким участкам морей и отмелям, там, где затруднено применение катеров открытого типа. Кроме того волна до 1,5 метра и 3 балла непогоды ему не страшны, при запасе хода до 200 километров.

Безопасность обусловлена тем, что непотопляемость катера обеспечена разделением корпуса на четыре водонепроницаемых отсека. Катер остаётся на плаву, не теряя остойчивости даже при получении пробоины ниже ватерлинии.

При создании катера целью было достижение высокой гидродинамики, для достижении заданной скорости, переходной к глиссированию в режиме FTD = 3 К ~ 5,5. Изменение нагрузки не чувствительно, при дифференте на максимальной скорости 3,5—3,8°. Всё это стало возможным, благодаря применению остроскулого, с небольшой килеватостью обводов, корпуса (на транце 3°, на миделе 11е).

Катер предназначен в первую очередь для мелководных водоёмов, поэтому при проектировании гребной винт, диметр которого 0,36 м, шаг — 0,46 м. был установлен в особой выемке днища, своеобразном тоннеле. Эффективность работы винта и гидродинамические характеристики судна не ухудшаются из-за расположения винта в тоннеле. Испытания показали постоянную наполненность тоннеля водой. Так же винт надёжно защищён от повреждений при прохождении мелководья. Стандартный угловой реверс-редуктор обеспечил более компактное расположение всей механической установки. Вариант с водомётным движителем 90-100 л. с. не состоялся, в связи с полным отсутствием его в серийном производстве.

Обширная и светлая каюта способна расположить вполне комфортабельно 6 человек находящихся на катере. Съёмный тент, лобовое и боковые стёкла обеспечивают защиту от непогоды и брызг воды, при управлении судном с поста управления. Шкиперская кладовая находится в форпике, за водонепроницаемой переборкой. В кокпите расположены удобный диван и два откидных кресла, там же под настилом расположился топливный бак, вмещающий в себя 125 кг бензина.

В качестве силовой установки использован бензиновый двигатель «М8ЧСПУ» мощностью 90 л. с, при 2800 об/мин. Замкнутая система охлаждения двигателя пресной водой, применена специально из расчёта эксплуатации катера в загрязнённых водоёмах. Два канала для циркуляции охлаждающей воды расположены на днище катера, по скулам, под наружной обшивкой, при площади охлаждения 2 м.кв. Один из насосов, установленных на двигатель, прокачивает воду через масляный холодильник двигателя и змеевик охлаждения масла в реверс-редукторе, потом часть воды поступает на охлаждение выхлопных газов, а потом опять в каналы расположенные на днище для охлаждения. Второй насос прогоняет воду через зарубашечное пространство, головки цилиндров двигателя и через корпус термостата.

Кронштейн, которым крепится дейдвудная труба к корпусу судна, имеет шпору для защиты гребного винта. Смазка обеспечивается водой занимающей всю полость дейдвудной трубы. В качестве кормовой опоры винта использован капролоновый подшипник скольжения, за которым стоит уплотнительное устройство. Благодаря уплотнительному устройству, исключена утечка воды и попадание ила и песка. Так же для компенсации потери воды имеется подпорная ёмкость с пресной водой.

На катере установлен генератор типа Г-250 и два аккумулятора 6СТ-68. В качестве навигационного оборудования — радиостанция Р-105М.

Небольшую серию сейчас строит Рыбинская судостроительная верфь, откуда катера можно перевозить железной дорогой благодаря их компактным размерам в любой регион континента.