Наблюдение

НАБЛЮДЕНИЕ — зрительное сосредоточенное внимание к окружающей судно навигационной обстановке. Каждое судно обязано вести надлежащее Н. Ведущий Н. обязан уделить этому свое внимание полностью и не выполнять в это время каких — либо других, дополнительных заданий. Вахтенный штурман должен всегда обеспечивать надлежащее Н. Во внимание должны быть приняты все факторы: гидрометеорологические условия, близость навигационных опасностей, особенности района плавания, интенсивность движения судов и др. Надлежащее Н. должно осуществляться независимо от состояния видимости и условий района плавания с использованием всех методов и технических средств визуального и слухового Н. Во всех случаях Н. должно обнаруживать любое изменение навигационной обстановки, чтобы обеспечить возможность своевременного осуществления необходимых действий для избежания навигационной опасности. Требование об организации надлежащего Н. распространяется также на суда, стоящие на якорях, особенно в районах интенсивного движения судов.

В соответствии с хорошей практикой судовождения вопросам организации надлежащего Н. в любых условиях плавания следует придавать первостепенное значение, так как только своевременное обнаружение навигационной опасности позволяет обеспечить безопасность плавания судов.

НАБЛЮДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЕ — зрительное наблюдение, осуществляемое невооруженным глазом или с использованием оптических средств. Н.в. должно вестись с наиболее удобного места, которое обеспечивает обзор по всему горизонту, с преимущественным вниманием к носовым секторам при движении судна вперед. В некоторых случаях, например при большом дифференте, суда имеют большую мертвую зону. В таких случаях малое судно может оказаться под форштевнем крупного судна. Поэтому следует вести Н.в. с разных мест или для просмотра теневых секторов впереди по ходу судна, периодически на короткий срок немного меняя курс судна.

НАБЛЮДЕНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЕ — комплекс действий, необходимых для обнаружения и опознания эхо — сигналов на экране радиолокатора (см. рисунок). Н.р. является важной мерой обеспечения безопасности плавания, когда наблюдение визуальное затруднено туманом, мглой, снегопадом, дождем, дымом или другими метеорологическими явлениями. Для надлежащего и уверенного Н.р. необходимо, чтобы РЛС была откалибрована и настроена, имела хорошо сфокусированное изображение, совпадающие центры вращения визира и развертки, совпадение первой метки НКД (неподвижного кольца дальности) с началом зондирующего импульса. Курсовые углы на объекты, видимые на экране радиолокатора, должны соответствовать действительным, а отметка курса выставлена параллельно диаметральной плоскости судна. Н.р. должно обеспечивать информацию о любом эхо — сигнале, появляющемся на экране, около которого должен постоянно находиться наблюдатель из числа лиц штурманского состава. Для этого в рубке судна должно быть не. менее двух работников командного судоводительского состава. Если на судне отсутствует возможность надлежащим образом обеспечить Н.р., оно приравнивается к судну без радиолокатора и должно остановиться. Наблюдатель должен хорошо знать технические возможности и ограничения РЛС.

НАБЛЮДЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УКВ—РАДИОСТАНЦИИ — установление прямой радиосвязи с судами и береговыми объектами (диспетчерскими). Требование об обязательном использовании УКВ — радиосвязи помещены в Правилах плавания. Суда, оборудованные УКВ — радиостанциями, должны применять их для заблаговременного согласования взаимных действий, поэтому следует держать эти станции включенными во время движения, при маневрировании и стоянке на якоре. При подходе к затруднительным участкам, а также движении по ним в условиях ухудшения видимости следует периодически по УКВ — радиосвязи оповещать другие суда о своих действиях и местонахождении. При переговорах по УКВ — радиосвязи следует точно установить, ведется ли разговор именно с данным судном, а не с каким — либо другим.

НАБЛЮДЕНИЕ СЛУХОВОЕ — наблюдение, осуществляемое наблюдателем за подаваемыми звуковыми сигналами, шумом движителей, волн и др.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ, видимость — наибольшее расстояние, на котором еще можно отличить очертания предмета от окружающего его фона. Д.в. зависит от состояния атмосферы и времени суток, оценивается глазомерно по 9 — балльной шкале от 0 (при очень густом тумане) до 9 баллов (при видимости более 55 км).

Различают геометрическую, оптическую и метеорологическую Д.в. Геометрическая Д.в. — расстояние, на котором наблюдаемый объект скрывается от наблюдателя за выпуклостью Земли (за горизонтом). Она обусловливается кривизной Земли и рефракцией светового луча и зависит от высоты нахождения наблюдателя и наблюдаемого объекта над поверхностью Земли. Оптическая Д.в. — расстояние, на котором объект наблюдения при данных погоде и освещенности находится на границе зрительного восприятия. Она зависит от прозрачности атмосферы, остроты и контрастной чувствительности человеческого глаза, свойств наблюдаемого объекта (цвета, размеров, формы и т.д.), а также фона, на котором наблюдается объект. Метеорологическая Д.в. — минимальное расстояние, на котором днем теряется видимость абсолютно черного объекта, наблюдаемого на фоне неба у горизонта и имеющего телесный угол не менее 20′.

Если глаз в состоянии на крайнем пределе восприятия обнаружить объект в виде очень слабого пятна, то расстояние до него соответствует порогу обнаружения и называется дальностью обнаружения объекта (см. Видимость). Если объект на данном расстоянии сливается с фоном и глаз не в состоянии воспринимать его, то расстояние до объекта соответствует порогу исчезновения и называется дальностью исчезновения объекта. Если при постепенном приближении к объекту становится возможным определить его характер, то расстояние до объекта соответствует порогу узнавания и называется дальностью узнавания объекта. Между дальностью обнаружения, исчезновения и узнавания имеется определенный интервал расстояний, причем дальность исчезновения — величина наибольшая, затем следует дальность обнаружения, а наименьшей является дальность узнавания.

По международному соглашению во всех странах мира метеорологическая Д.в., или прозрачность атмосферы, характеризует оптическое состояние последней (см. таблицу). Метеорологическая Д.в. дает только наглядное представление о прозрачности атмосферы или степени ее помутнения, но не является действительной Д.в. реальных объектов. Прозрачность слоя атмосферы т длиной L определяется отношением энергии светового луча F, выходящего из данного слоя, к энергии луча F, входящего в слой.

В метеорологии слоем единичной длины считается слой, равный 1 км. В странах Европы под метеорологической Д.в. чаще понимают дальность исчезновения и реже используют понятие «дальность обнаружения»,

При определении Д.в. реальных объектов необходимо указывать вид порога контрастной чувствительности, так как Д.в. конкретна и будет лишена смысла, если не указать, о какой именно Д.в. (исчезновения, обнаружения, узнавания) говорится и к какому случаю наблюдения она относится.

Для навигационных знаков различают три степени Д.в.:

1) на окружающем фоне глаз различает на месте сигнала пятно, но не может определить ни формы, ни цвета. Это так называемая точечная видимость. Для обеспечения такой Д.в. знак достаточно виден под углом Г;

2) глаз видит знак, различает форму и очертания, но цвет сигнала отчетливо не виден, т.е. сигнал кажется более светлым или темным по сравнению с окружающим фоном. Для обеспечения этой степени Д.в. угловой размер должен быть не менее У;

3) форма и цвет сигнала видны отчетливо. Эта степень Д.в. зависит от освещенности и контрастности. Для надежного ориентирования судоводителя у сигналов должна быть обеспечена Д.в. 2—й и 3—й степеней. В соответствии с этим требованием государственный стандарт устанавливает типы и размеры навигационных знаков. Исключение делается для водохранилищ при протяженности створной линии более 9 км. Для этих трасс максимальная высота щита составляет 8 м и угловой размер — около Г, поэтому такой знак с конца трассы невооруженным глазом виден как большое темное пятно.

Навигационные знаки, не требующие большой Д.в., окрашивают в зависимости от наименования берега. У створных знаков для повышения Д.в. окраску выбирают исходя из условий обеспечения наибольшего контраста с береговым фоном. Контрастность знаков уменьшает решетчатая конструкция щитов, так как окружающий фон просвечивает между щелями, поэтому ширина промежутков не должна быть более 5 см. Д.в. плавучих навигационных знаков во многом зависит от освещенности водной поверхности. В солнечные дни водная поверхность имеет светлый фон, поэтому на ней лучше различаются красные буи. В сумерки водная поверхность имеет темный фон, поэтому на ней лучше видны белые буи.

Практически в судовых условиях Д.в. считается расстояние, на котором при данном состоянии атмосферы наблюдаемые предметы перестают быть различимыми; ее оценивают по шкале метеорологической Д.в.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ ОГНЕЙ — расстояние обнаружения и опознавания цвета огней. На небольшом расстоянии источник света имеет угловые размеры больше Г, т.е. больше порога остроты зрения. При большом удалении от источника света его угловые размеры будут меньше порога остроты зрения, поэтому он превратится в источник точечных размеров. Освещенность Е от точечного источника, имеющего силу света, убывает обратно пропорционально квадрату расстояния до него.

Д.в.о. точечного источника света — это расстояние обнаружения его как очень слабой светящейся точки, находящейся на крайнем пределе восприятия, что соответствует минимальной (пороговой) освещенности Е на зрачке глаза.

Численные значения освещенности существенно зависят от условий наблюдения (фиксированные или нефиксированные) и характера задачи наблюдения (см. Видимость). Понятие «порог узнавания» неприменимо к видимости точечного источника и имеет смысл только в отношении опознавания цвета огня, поэтому освещенность понимают как порог обнаружения. Вопрос о Д.в.о. лишен смысла, если он не сопровождается приближенной характеристикой огней и условий их наблюдения.

Огни считаются точечными объектами за исключением газосветных трубок.

Значения цветовых порогов по отношению к пороговой освещенности принимают большими по сравнению с белым огнем: для красного огня — в 2,5 раза, для зеленого — в 3,75 раза, для желтого — в 7,5 раз. Цветовые пороги для красного, зеленого и желтого огней соответственно;

Необходимая сила света (дальность действия) огня находится в квадратичной зависимости от расстояния. Следовательно, с увеличением расстояния в 2 раза сила света должна быть увеличена в 8 раз, с увеличением расстояния в 3 раза — в 400 раз и с увеличением расстояния в 10 раз — в 60 000 раз. В соответствии с принятыми порогами освещенности для цветовых огней при расстоянии 2 км для обеспечения видимости сила света красного огня по сравнению с белым должна быть увеличена в 2,5 раза, зеленого — в 3,5 раза.

Цветной огонь создается изъятием из светового потока источника света всех световых волн, за исключением волн, соответствующих нужному цвету. Поглотителями световых волн являются светофильтры, которые изготовляют из цветного стекла или пластмасс. Поглощая световые волны, светофильтры снижают освещенность на сетчатке глаза, создаваемую источником света. Светофильтры характеризуются коэффициентом пропускания, который представляет собой отношение светового потока, прошедшего через светофильтр, к световому потоку, падающему на него. Коэффициент пропускания зависит от краски светофильтра и его толщины.

В связи с тем, что светофильтры поглощают значительную часть светового потока, силу света лампы необходимо увеличивать. Для видимости красного огня с того же расстояния, что и белого, необходимо использовать лампу мощностью в 9 раз большей, а для видимости зеленого огня — в 14 раз большей. Так как лампы, например, на навигационных знаках имеют ограниченную мощность, световой поток усиливается специальными оптическими приборами — линзами и отражателями.

Проблесковые огни более экономичны и лучше отличимы от посторонних огней, чем постоянные огни. Они воспринимаются глазом как такие же огни, но меньшей мощности. Поэтому для одинаковой дальности видимости сила света проблескового огня должна быть увеличена. Проблесковые огни, привлекая внимание, облегчают ориентировку судоводителей. В то же время слишком короткие и частые вспышки раздражают и утомляют наблюдателя. Длинные, но редкие вспышки затрудняют ориентирование, так как в период затемнения судоводитель теряет направление судового хода. Установлено, что нормальный режим проблесковых огней должен иметь длительность вспышки огня 0,5 — 2 C, а отношение длительности проблеска к длительности затемнения должно быть от 1:2 до 1:5. Применение проблесковых огней на плавучих навигационных знаках ограничено, так как по большому числу огней трудно судить о направлении судового хода. Широкое применение проблесковые огни находят на водохранилищах.